Пошумели креативно

Студенты Медиашколы в Заполярье на прошедших выходных высадились пресс-десантом на фестивале звуковых явлений «Шум» в залах бывшей типографии на улице Комсомольской. И вот какие впечатления они оттуда вынесли…

Анастасия Чернышова

Зачастую, когда люди слышат о Норильске, они воображают кусачий до костей мороз, высокотехнологичную промышленность и суровый людской нрав. Но изменится ли представление о норильчанах, если все узнают, что город не только может похвастаться достижениями в производстве, но и своим творческим подходом к организации праздников и фестивалей?

«Шум» — это работа второй проектной команды выпускников курса event-компетенций Академии креативных индустрий, запущенной Агентством развития Норильска. В основе фестиваля была интересная задумка: дать норильчанам через захватывающее путешествие по разным локациям раствориться в звуке, который издает бьющееся сердце Норильска. Мне особенно понравился стол с причудливыми инструментами, с помощью которых можно было отбивать ритм из композиций музыкальных групп, таких как «Queen», «Nirvana» или «Красная плесень» — ну, при наличии фантазии и отменного вкуса. Мое внимание среди жестяных банок, музыкальной шкатулки и множества других неизвестных мне по названию вещей привлек синтезатор StyloPhone GEN X-1 своим ретродизайном и интересным звучанием, о котором мне захотелось узнать подробнее. Оказалось, что сигнал в приборе при соприкосновении металлической клавиатуры и стилуса возникает за счет замыкания между ними цепи. Цепь состоит из системы, совершающей колебания, и подключенного резистора (резистор ограничивает ток). И вот такая незамысловатая конструкция открывает неплохие возможности для экспериментов с мелодиями и нотами, что было любопытно мне как человеку, который интересуется физикой.

Фестиваль мне понравился своей организацией и развлекательной программой, только за волонтеров, которые провели на ногах все выходные с 11 утра до 8 вечера, было грустно, потому что отдохнуть за короткие перерывы от тяжелой рабочей недели на мероприятии было невозможно. Но работа проделана не зря, и я не жалею, что посетила это место!

 

Арина Лепешева

А мне вот трудно выделить одну конкретную экспозицию, так как все они были хороши и разнообразны, хотя в некоторых не хватало шумоизоляции, что осложняло восприятие их идей — хотелось вслушаться в эти звуки, а на них накладывались другие. Например, в «Природе» (где журчал водопад у Красных Камней, записанный микрофоном прямо в воде) это особенно ощущалось.

Но зато очень понравилось в отдельном зале, где под музыку на видео со знакомыми местами Норильска накладывались причудливые узоры и эффекты. Каждые пару часов к пульту вставал новый диджей и «рисовал» звуками свою историю. Например, утром это были узоры таймырских народов, а вечером зритель мог созерцать уже что-то космическое. В этом зале можно было танцевать, просто медитировать или болтать.

Добавили фестивалю шума и множество музыкантов: Варя Павлова, Дмитрий Верт, Важа Чониашвили, Ника Ранкова, Андрей Воробьев (практикующий саунд-дизайнер), Андрей Бобриков (мультиинструменталист), Владимир Лобанов, Сергей Максимов, Юрий Никитин, Дмитрий Беляк и Максим Петрий — один из самых известных дуэтов Норильска, сольный проект «Outtimer». И такие группы как «ИНТО», «Револьвер Мертвеца», «Boi-ke’», «Lisokot», «Fuzz rebels». Каждый из исполнителей был по-своему уникален, но больше всего мне запомнилась Варя Павлова из Москвы. Художница, певица и автор звуковых перфомансов, известная по всему миру от «Манифесты 10» (2014) до берлинских клубов «Berghain», «Funkhouse». Она смогла открыть для меня альтернативный мир музыки и современного искусства своими невероятными выступлениями и образом исполнения.

Так же хотелось бы отметить команду волонтеров, которых, правда, не всегда можно было опознать, но все же они оказывались рядом в нужные моменты. Особенно впечатлила нас экскурсия по звукам города, которую провела для нас Яна из Талнаха. Пока мы шли от «Северного города» до арены «Айка», мы услышали от нее невероятное количество увлекательных историй: и про этносы, и про ее собственных дедушек, и про памятные места нашего города, и про медведицу по имени Айка. Очень развеселило нас то, что в детских магазинах Норильска никого не удивит шахтер, покупающий себе соску)) Под конец экскурсии мы, конечно, не удержались и все-таки спросили, как она оценивает уровень организации фестиваля. Оказалось, что планировалось больше, чем получилось, где-то подвели поставщики, не хватило времени на более качественную подготовку.

Но все равно общего впечатления от фестиваля это не испортило!

Мария Миронова

Одна из запомнившихся мне инсталляций — «Native Industria», где каждый зритель мог при помощи тела управлять картинкой на экране. Фестиваль, конечно, оставил больше положительных впечатлений, но было бы здорово, если бы среди шума можно было укрыться в специальной комнате со звукоизоляцией — думаю, что посетители оценили бы это. Потому что звуков было так много, что они сливались между собой, и сосредоточиться на чем-то отдельном практически было невозможно.

 

Мария Юрцив

Прошедший в эти выходные фестиваль звуковых явлений «Шум» оставил много открытых вопросов. Начнем с концепции. Сама идея, безусловно, классная: фантазии о звучании моего города и изучение этих звуков, но на практике это оказалось сложнее. Инсталляции больше напоминали голый скелет того, каким бы это хотелось увидеть. Многое скорее вызывало вопросы, чем отвечало на них.

Вот, например, работа волонтеров, поиски которых больше напоминали цитаты из 2015: их было тяжело найти и очень легко потерять. Большей частью это было связано с униформой, которой как таковой не было. За 30 минут моего нахождения на фестивале из волонтеров ко мне никто не подошел, я их искала сама. С одним из них мне захотелось поговорить.

— Как ты стал волонтером?

— Я посещаю молодежный центр и уже давно занимаюсь волонтерством. Мне поступило предложение поучаствовать в фестивале, и я согласился.

Что входит в твои обязанности здесь?

— Встретить гостей на площадке и объяснить, как она устроена. Например, сейчас мы сидим на «Природе». Здесь можно взаимодействовать с пространством через датчики движения: в зависимости от того, как мы станем передвигаться по площадке, будет меняться звуковой и видеоряд.

Как можно найти волонтера? Есть какие-то особенности в одежде или бейджики?

— У нас должны были быть футболки, но они задержались, поэтому мы просто в черном.

Как ты можешь охарактеризовать фестиваль?

— Экспериментальный фестиваль экспериментальных звуков. Такой проводится в первый раз, и никто не знает, что из него получится.

Есть ли у тебя здесь любимые места?

— Да, VR-комната от IT-клуба. В реальности это маленькое помещение 2х4 метра, но в VR-очках она превращается в расписанное узорами пространство с разными по звучанию предметами.

Какие интересные случаи произошли на фестивале?

— Их на самом деле много. Вот сейчас, например, в соседней локации парень уже пятый час поет!

Несмотря на все то, по поводу чего я тут немного поворчала, фестиваль, конечно, оживили и озвучили люди. Они наполнили пространство собой, своими идеями и своей музыкой. Я встретила здесь огромное количество талантливых музыкантов и просто открытых и дружелюбных людей — а ведь это самое ценное во всем, что называется творчеством!

© 2017, Школа журналистики Игоря Попова