Студенты Медиашколы в гостях у издательства «РИПОЛ классик»

Начинающие журналисты из московского филиала в начале февраля встретились с основателем и владельцем одного из крупнейших российских издательств Сергеем Михайловичем Макаренковым. О Медиашколе он знает уже несколько лет — ведь наши выпускники готовили тексты для книг о Таймыре и Кольском полуострове, которые компания «Норникель» выпустила совместно с «РИПОЛ классик». Но интересно было узнать, как все-таки становятся издателями? Или писателями? И вообще, что творится сегодня на книжном рынке традиционной, так сказать, бумажной ориентации?

 

Атмосфера в издательстве удивительно творческая — все какое-то легкое, открытое, светлое, неожиданные граффити на стенах, много-много-много книг (ну, кто бы сомневался!), и вроде бы все работают, но нет ни суеты, ни вот этой вот офисной загнанности. Напротив кабинета генерального директора — на стене концентрические круги орнамента, а центральная белая точка, оказывается, собрана из отпечатков больших пальцев всех сотрудников. «Ваш там самый первый, конечно?» — интересуемся у Сергея Михайловича, пристально вглядываясь в инсталляцию. «А как же!» — смеется он. Ну, глупый вопрос, согласны — ведь с него, собственно, все это и начиналось.

Начиналось в непростые перестроечные годы, голодные не только в плане продуктов, но и пищи духовной. Издателем Сергей Михайлович с детства стать не мечтал, но как-то так жизнь повернулась, что после окончания полиграфического института в букинистической лавке на Арбате придумал он по сути прообраз бук-кроссинга — можно было обменять книжки соответственно их категориям совершенно бесплатно! А потом решился на издание редкого произведения, объявив на него подписку для всех желающих. «И это просто взорвало тогда книжный рынок», — вспоминает он, улыбаясь и скромно посверкивая очками.

Сегодня этот самый рынок не узнать — порой кажется, что он уже чересчур переполнен. И издателю приходится решать задачи совсем иного характера — как в бушующем потоке найти своих авторов, которые зажгутся новыми звездами? На что делать ставку — классика, психология, комиксы? И что главное — коммерческий расчет или предчувствие? «Сейчас самый важный ресурс — конечно, Интернет, сети, сообщества. Поэтому мы пристальнее всего следим за тем, что там происходит, на что люди реагируют, подписываются. И у нас есть целый отдел, который мониторит все это и предлагает авторам сначала попробовать издаться за свой счет, но под нашим присмотром», — рассказывает Сергей Михайлович.

— То есть писателем по сути может стать абсолютно любой?!! А как же ориентиры, классика? — удивляемся мы.

— Ну, а почему нет? Надо всегда быть готовым к неожиданностям… Можно поймать волну, а можно и ошибиться — бывает и такое. Мы вот как-то сделали ставку на одного автора — казалось, стопроцентный хит, и… не угадали. Зато книга рецептов одной сибирской знахарки вот уже больше десяти лет бьет рекорды!

Когда начали прощаться, Сергей Михайлович достал из не до конца распечатанной пачки только что вышедшую книжку про поколение «Ай» — детей Интернета, которые утратили бунтарский дух, стали более толерантными, но менее счастливыми: «Вот, изучайте, — сказал он. — Как ни странно, но наиболее востребованная сейчас литература вовсе не художественная классика, а психология…» Ну, а мы подарили ему второй номер наших «Зайцев» и… спустя несколько дней получили от издателя одно предложение. Какое? Пока не скажем — если все сложится, тогда и напишем!))))

© 2017, Школа журналистики Игоря Попова