Штамп не пройдет!

14 марта в Заполярном прошел мастер-класс преподавателя Медиашколы Лады Мягковой. И был он посвящен по-прежнему актуальной теме — штампам в журналистских текстах и заголовках. Откуда они берутся, где выковываются до медного звона, почему являют такую героическую стойкость и как получается, что порой даже опытные репортеры их не замечают и рождают все новые и новые? Можно ли их одолеть-то в принципе?

 

Занятие получилось очень насыщенным — теорию тут соединяли с практикой, работали с ассоциативными рядами, на ходу сочиняли историю про ворону под мостом и даже пытались выворачивать вредные штампы наизнанку (при этом они, надо сказать, отчаянно сопротивлялись)… Устали, как после настоящей битвы)) А потом решили спросить самого преподавателя о впечатлениях.

 

— Штампы — мои давние неприятели, — признается Лада. — Как редактор с большим стажем я знаю, как они могут искалечить текст, выхолостить мысль и при этом победно промаршировать в публикации. Таких материалов, к сожалению, все равно очень много, и когда я их вижу, ужасно расстраиваюсь, можно сказать, испытываю почти физическое страдание (кстати, это, кажется, тоже штамп)) — ну, мы же не будем есть плохо приготовленную пищу или носить дурно сшитые вещи? А зачем тогда создаем тексты — безликие, бездушные, парадные и… ни о чем? Иногда чувствую себя отчаянным Дон Кихотом перед мельницами — бьешься-бьешься, а победа все так же далека… Но сдаваться нельзя ни в коем случае, поэтому делаю все возможное, чтобы именно молодые журналисты умели это коварное племя вычислять и не давать ему воли. Им кажется, что штампы делают текст профессиональнее и круче, но ведь это только видимость, прикрытие отсутствия мысли… Надо потеть и трудиться, но искать свой собственный стиль — это непросто, иногда прямо мучительно. А чего тогда пошел в журналистику?!

Как еще бороться? Читать, читать, читать! Очень много, разного — классику и современное, взрослое и детское, но в первую очередь, конечно, проверенное. Упражняться с синонимическими, ассоциативными рядами, играть со словами, придумывать неологизмы, копаться в словарях. Отличный способ — собирать собственную коллекцию штампов, держать их, так сказать, на виду…

А занятие, мне кажется, получилось (хотя я всегда очень волнуюсь и боюсь перегрузить или, наоборот, недогрузить) — ребята активные, живые, в меру вредные, но думающие — это самое главное. Экспресс-разминка с вороной очень впечатлила. Оставила им задачку на дом — посмотрим, насколько наше общение оказалось продуктивным.

И — да, частица моего сердца теперь навсегда осталась в Заполярном! (черт, это, кажется, тоже штамп:)

© 2017, Школа журналистики Игоря Попова