Между пользой и любовью

К студентам Медиашколы Игоря Попова в середине января снова пришел бильдредактор Антон Жуков, чтобы рассказать об основах авторского права в отношении иллюстраций в СМИ и о любопытных нюансах своей профессии.

 

Значительную часть встречи наш гость посвятил рассказу о правовых аспектах своей профессии: заверил, что необходимо всегда помнить об авторском праве и неважно, работаете вы с большим фотобанком или частным фотографом. Указывать автора следует всегда! И лишь по прошествии 70 лет с его смерти материалы переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться. В зависимости от страны законы и правовые рамки могут отличаться. Например, Эйфелева башня во Франции. Она относится к общественному достоянию, и ее снимки можно свободно использовать. Но только сделанные днем. По поводу ночных фотографий придется договариваться с осветительной компанией, имеющей права на иллюминацию сооружения.

 

Не все однозначно и в вопросе, связанном с социальными сетями. Можно ли считать фотографию, выложенную на Facebook или Instagram, общедоступной или доступной только в рамках конкретной сети? Как это регламентируется в разных странах? Единой политики пока, как выяснилось, не существует. Но хитрые фоторедакторы уже придумали свои хитрые способы кое-какие деликатные моменты обходить — не нарушая закона, разумеется.

 

Во второй части встречи речь зашла о том, что значит быть бильдредактором. Когда наш гость учился на втором курсе технического института, ему представилась возможность поработать с фоторядом в журнале «Ровесник». Закончив вуз спустя три года, Антон не пошел работать по специальности. Как он сам саркастично шутит: «Мог бы стать полезным человеком!» Вместо этого продолжил заниматься тем, что уже успел полюбить. И понеслось! Bravo international, «Караван историй», Mudboard, graziamagazine.ru, Cosmo…

 

Казалось бы, что может быть проще — сиди и сопоставляй фотографии с текстом в нужных местах. Но, по словам Антона, его профессия — отнюдь не тихая сидячая работа с девяти до пяти. Зачастую нужно самому организовывать съемки. Выбирать лучшее место. Утверждать команду специалистов из фотографов, осветителей, и даже гримеров. Участвовать в работе над сценарием. Быть готовым к фотосессии в любое время суток. Словно ты настоящий кинорежиссер. Например, ради всего одного задуманного кадра для автомобильной рекламы его команде пришлось ждать поздней ночи.

 

Еще необходимо освоить множество программ обработки фотографий, постоянно изучая новые. Но сложнее всего, считает Антон — это работа с людьми. Нужно понимать, чего от тебя ждет заказчик, и уметь донести это до своей команды. А когда ему задали вопрос, требуется ли при этом самому быть хорошим фотографом, он удивил всех, ответив, что чаще всего это может скорее навредить. У фотографа ведь со временем неизбежно теряется объективное восприятие. Он зацикливается на одном стиле, костенеет. Хороший же бильдредактор должен быть открыт новому и всегда следить за самыми свежими трендами и тенденциями. Ведь именно человек, работающий с оформлением, с фоторядом издания создает его форму и неповторимый стиль.

 

Выучиться в институте этой профессии нельзя. Поэтому единственное, что остается — начинать с позиций помощника и самому постигать основы и хитрости. А чтобы преуспеть в этом, как оказалось, нелегком деле, необходимо много трудиться, постоянно учась новому, а главное — очень-очень любить свое дело.

 

Михаил Кусалов, студент курса «Печатная журналистика»,

2017–2018

 Посмотреть видеозапись встречи можно здесь

А мы напоминаем, что у нас уже сейчас открыта запись на интенсивный курс для бильдредакторов, который будет вести сам Антон Жуков — с 11 апреля 2018 года. Еще не поздно зарегистрироваться!

 

И традиционно — список литературы, которую наш гость советует изучить всем, кого волнуют вопросы авторского права

 

• Владимир Козырев, Константин Леонтьев Авторское право. Вводный курс. Учебное пособие
• Владимир Энтин Авторское право в виртуальной реальности (новые возможности и вызовы цифровой эпохи)
• Елена Гринь Авторские права на мультимедийный продукт. Монография
• Ольга Богданова Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами
• Вячеслав Витко О признаках понятия «плагиат» в авторском праве
• Иван Засурский Новая модель регулирования авторских прав. Общественное достояние и концепция общего блага

© 2017, Школа журналистики Игоря Попова