17 занятных фактов про Arctic Express

Визитная карточка Дудинки — Енисей, порт, цапли-краны и фантастические дизель-электроходы «Норникеля» «Арктик Экспресс», которые не только везут тонны груза по Северному морскому пути, но и самостоятельно взламывают лед толщиной до двух метров. Без помощи ледоколов! Студентам Медиашколы из Заполярного филиала удалось побывать на одном из них — «Заполярном». Вот что они о нем узнали.

1. Капитан судна Сергей Бердников — вовсе не седой дедушка с бакенбардами и трубкой в зубах, а элегантный 42-летний мужчина с хвостиком на затылке и серьгой в ухе, больше смахивающий на Джека Воробья. Он сказал нам по секрету, что форму на корабле обычно не носит и надел ее только к нашему приходу.

 

2. Экипаж огромного судна — всего 19 человек, четыре месяца они в рейсах, а потом четыре отдыхают.

3. Представительниц прекрасного пола на «Заполярном» нет, хотя в старую примету, что женщина на корабле к беде, моряки не верят. Еще недавно тут работала буфетчица, а сам Бердников раньше служил под командованием капитана Людмилы Октябрёвой.

 

4. Но некоторые морские приметы по-прежнему актуальны: нельзя бросать мусор за борт, нельзя садиться на кнехт, нельзя, пока поход не окончен, говорить, что все идет хорошо.

5. Когда ледокол сталкивается во льдах нос к носу с белым медведем, то… вынужден хищника обойти, чтобы, не дай бог, не задавить. Мишка считает себя истинным хозяином Арктики и дорогу ни за что не уступит.

6. По весне приходится также обходить места, где скапливаются самки тюленей во время окота — не тревожить же рожениц и молодых матерей!

7. Прогнать с курса медведя трудно, но еще труднее — суровых енисейских рыбаков, которых во время весеннего лова корюшки не отпугнуть даже сиреной. Особенно… не совсем трезвых. Иногда приходится спускаться на лед и оттаскивать их в сторону.

8. Электроходы курсируют от Мурманска до Дудинки, а также ходят по Северному морскому пути в Китай и Южную Корею. Во время этого рейса моряки имеют возможность искупаться в водах пяти морей Северного Ледовитого океана — Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. На «Заполярном» есть сауна с бассейном, воду для них черпают прямо за бортом и фильтруют.

9. На всем корабле поддерживается идеальная чистота: на входе гостям дают бахилы, а в прачечной имеется целых пять больших стиральных машин для разных видов одежды — парадной, рабочей, повседневной и т. д.

10. На камбузе, когда мы там были, очень аппетитно пахло котлетами. Как у бабушки! А вот макароны по-флотски, которые, по представлениям обывателей, моряки должны есть чуть ли не каждый день, одно время вообще были запрещены — слишком часто попадалась некачественная тушенка.

 

11. На электроходе имеется отличная библиотека, собранная командой: книги от Достоевского до Вознесенского. Любимое произведение капитана — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.

12. По мнению Сергея Бердникова, наиболее точно и правдиво писал о моряках Виктор Конецкий, который знал эту профессию не понаслышке — сам много лет был капитаном морского судна. Неслучайно такой успех имели фильмы по его рассказам «Путь к причалу» и «Полосатый рейс»!

13. А вот недавний блокбастер «Ледокол», по мнению членов экипажа «Заполярного», — полное фуфло и бред!

14. По чистой воде электроходы «Норникеля» идут носом вперед, а по льдам — более тяжелой кормой.

15. Высота судна от киля до верхушки мачты — 49 метров, на нем есть лифты и порядка 40 трапов. Длина — 170 метров (это больше, чем полтора футбольных поля!), средняя скорость по чистой воде — 30 км/ч, во льдах — от 9 км/ч.

16. Прямой путь в Арктике — не всегда самый короткий. Все зависит от толщины льда, информацию о которой корабль получает со спутника.

17. Экипаж корабля всегда живет по московскому времени.

 


Благодарим коллег из газеты «Заполярный Вестник» за отличные фотографии! А их материал об этой экскурсии можно прочитать здесь.

© 2017, Школа журналистики Игоря Попова